Актуальность
Современные подводные аппараты способны выполнять широкий круг задач, в который входят экологический и климатический мониторинг, океанологические исследования, обслуживание глубоководных систем и объектов, поиск подводных месторождений, охрана акваторий и др. Все эти задачи наиболее эффективно могут быть решены в классе автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), использование которых позволяет сократить эксплуатационные расходы, снизить вероятность ошибки за счет уменьшения влияния человека-оператора на процесс управления, повысить время непрерывной работы, уменьшить массогабаритные параметры подводной техники.
Применяемые методы:
- Метод построения нелинейных многосвязных математических моделей с определением гидродинамических характеристик
- Метод позиционно-траекторного управления для построении автопилотов
- Методы комплексирования навигационных данных для повышения точности определения координат
- Теория синтеза нелинейных наблюдателей для оценки неопределенных внешних сил и неизвестных параметров
- Метод конструирования интеллектуальных планировщиков перемещений для обхода стационарных и подвижных препятствий
- Метод использования неустойчивых режимов работы системы управления для обхода препятствий при минимизации требований к сенсорной подсистеме АНПА и вычислительных затрат
Предлагаемый подход к проектированию систем управления АНПА
Адекватная математическая модель движения АНПА необходима для разработки эффективной системы управления его движением в подводном режиме. Особое значение имеет адекватность математической модели при осуществлении указанных движений АНПА, как необитаемого аппарата. Корректное построение математической модели АНПА в значительной степени определяет качество проектирования системы управления движением АНПА и, в первую очередь, адекватность результатов проектирования реальным свойствам разрабатываемой системы управления.
При разработке систем автоматического управления АНПА мы придерживаемся следующей последовательности проектирования:
- Построение математической модели;
- Разработка законов и алгоритмов управления;
- Программно-аппаратная реализация системы автоматического управления.
Этапы проектирования системы управления АНПА
Построение математической модели
АНПА является некоторым телом, совершающим перемещения в подводном пространстве. Поэтому для получения его модели необходимо использовать законы гидромеханики, описывающие движение тела в вязкой среде, как сопротивляющейся движению тела, так и активно воздействующей на него. Для получения функциональной модели АНПА, соединяющей в себе наилучшее сочетание альтернативных свойств, с достаточной для практических задач точностью описания объекта и максимально возможной простотой решения, принимаются обычно различные допущения. Прежде всего, такие допущения связываются с режимами длительной эксплуатации аппарата, связанными с его технологическим назначением. Обычно у АНПА можно выделить два существенно различающихся по назначению и особенностям управления режима движения:
- маршевое движение по заданной траектории;
- маневрирование, в первую очередь, погружение и всплытие, а также преодоление (обход) препятствий.
В связи с этим для первого режима приняты приведенные ниже основные допущения, состоящие в следующем:
- плавучесть АНПА не регулируется;
- главные оси инерции АНПА совпадают с его осями симметрии;
- масса АНПА , положение центра масс и центра давления в процессе штатных (не аварийных) перемещений не изменяются;
- при допустимых дальностях перемещениях АНПА сферичностью Земли можно пренебречь, что обусловливает допустимость применения Декартовых систем координат;
- АНПА имеет постоянную положительную плавучесть.
Эти допущения позволяют в качестве исходных соотношений при построении математической модели АНПА применить известные уравнения движения твердого тела в трехмерном пространстве с прямолинейными осями координат.
Структура математической модели АНПА
На этапе разработки математической модели получаем следующие основные результаты:
- Гидродинамические характеристики, т.е. зависимости гидродинамических сил и моментов от углов атаки и скольжениях на разных скоростях
- Системы дифференциальных уравнений, описывающих динамику и кинематику АНПА
- Математическую модель исполнительных механизмов
- Анализ управляемости АНПА
- Оптимизация облика и формы элементов корпуса путем дискретных программно-управляемых деформаций с серией CFD-расчетов для достижения минимума целевой функции
Разработка законов и алгоритмов управления
Оригинальный запатентованный алгоритм управления рассчитывает необходимые для движения по заданной миссии уставки исполнительных механизмов.
Структура замкнутой системы управления АНПА
Для выполнения своих задач, связанных с исследованием океанов и морей, АНПА должен самостоятельно перемещаться по морской поверхности, погружаться на заданную глубину или на определенное расстояние от морского дна, двигаться там по заданным траекториям, всплывать по окончании миссии и возвращаться в заданную точку на поверхности моря. Следовательно, он должен быть снабжен весьма развитой интеллектуальной, автономной системой управления движением.
Благодаря применению позиционно-траекторного подхода к управления АПНА и интеллектуальных методов планирования траектории и определению стратегии поведения АНПА удается достичь следующих результатов:
- Расширения функциональных возможностей АНПА при движении вдоль сложных пространственных траекторий с различными скоростями при наличии стационарных и подвижных препятствий.
- Повышения точности систем управления АНПА, посредством использования нелинейных методов управления и нелинейного метода комплексирования навигационных данных.
- Повышения быстродействия АНПА посредством использования оптимальных по быстродействию систем управления.
- Возможность функционирования в неформализованных средах при наличии стационарных и подвижных препятствий при отсутствии предварительного картографирования
Интеллектуальный планировщик движений
Основная отличительная особенность функционирования интеллектуального АНПА заключается в том, что последовательность его действий, необходимых для достижения цели, не может быть определена заранее, поскольку информация о будущих состояниях среды, как правило, априори недоступна. Таким образом, возникает проблема выбора действий АНПА в текущей ситуации, направленного на достижение поставленной перед АНПА цели. Причем этот выбор должен быть сделан на основе информации о текущей ситуации и накопленной ранее информации о среде. Способность к оперативному выбору, т.е. планированию целенаправленного поведения в не полностью определенной ситуации, является определяющей чертой, отличающей интеллектуальный робот от других подобных систем. Именно поэтому система, обеспечивающая решение задачи планирования действий, является одной из необходимых систем в управлении АНПА.
Основными задачами, определяющими эффективное и безопасное функционирование АНПА являются:
- Задача планирования траектории;
- Задача обхода препятствий.
Нейросетевой планировщик
Результаты моделирования планировщика в виртуальной среде
Наблюдатель внешних возмущений
Алгоритмы оценивания предназначены для уточнения математической модели ПА и учета возмущений. В частности, математические модели деформаций, основанные на физической сущности явлений, требуют измерения таких переменных, как величина деформаций, деформирующих моментов и сил. Кроме того, требуется идентифицировать целый ряд параметров ПА. Аналогичные задачи возникают и при оценивании других возмущений, например присоединенных сил и моментов. В этой связи требуется применить такие алгоритмы оценивания, которые используют минимальное количество информации.
При выборе алгоритма оценивания учитываются следующие критерии:
– качество оценивания;
– универсальность алгоритма;
– класс наблюдаемых величин;
– количество требуемой априорной информации.
Результаты исследования наблюдателя внешних возмущений
Программно-аппаратная реализация
Прежде чем переходить к выбору отдельных элементов СУ АНПА, необходимо определить критерии функционирования системы в целом. На основе этих критериев формируются требования, в соответствии с которыми выбирается бортовое оборудование.
Основной задачей СУ является осуществление управления в автоматическом режиме АНПА, обеспечение безопасности плавания АНПА, управление их движением с учетом предупреждения столкновения с морскими объектами. Можно выделить следующие, общие для всех блоков СУ критерии:
– надежность, включающая в себя бесперебойное функционирование в заданных условиях эксплуатации;
– точность выполнения задачи;
– минимальная масса и габариты.
Исходя из этого, формируются требования аппаратной реализации блоков СУ АНПА:
– заменяемость, предполагающая возможность простой замены вышедшего из строя блока новым;
– использование максимально стандартизированных элементов при разработке блоков СУ;
– гибкость, предполагающая наличие резервных ресурсов (вычислительная мощность, каналы ввода/вывода, расширенные возможности программного интерфейса);
– компактное расположение различных электронных блоков в корпусе СУ АНПА.
Программное обеспечение бортового компьютера разработано на базе развитой операционной системы, имеет модульную иерархическую структуру. Это позволяет создавать различные сценарии его использования, удобно анализировать имеющиеся в системе данные и оперативно производить модификацию системы с использованием современных средств разработки.
Тренажерный комплекс для отработки технологий управления
Программные средства моделирования предоставляют возможность проведения имитационных экспериментов с АНПА и системой управления на основе разработанных математических моделей АНПА и алгоритмов управления, планирования и оценивания возмущений. Они должны описывать как сам АНПА с системой управления, так и внешнюю среду, нестационарность внутренних и внешних параметров, а так же случайные возмущения и помехи в каналах измерения переменных состояния системы и каналах управления.
Использование программных средств моделирования в итерационном процессе конструирования системы управления АНПА имеет целью:
- исследование особенностей математической модели АНПА;
- верификацию системы управления АНПА – проверку соответствия ее характеристик заданным, оценку показателей качества системы;
- уточнение использованных математических моделей и алгоритмов управления;
- графическое представление полученных результатов.
При построении программного комплекса моделирования движений АНПА исходными данными являются:
- математическая модель ;
- закон формирования управляющих воздействий;
- алгоритмы планировщика перемещений;
- алгоритмы оценивания параметров и возмущений;
- данные о погрешностях датчиков положения, скорости, ускорения и т.д., модели шумов в каналах измерения и управления;
- модель внешней среды.
Программный комплекс моделирования реализует следующие функции:
- формирование тестовой миссии;
- программную реализацию алгоритмов планирования траекторий АНПА;
- настройки базового алгоритма управления для работы в заданном режиме;
- расчет управляющих воздействий на основе заданного закона управления;
- передачу вычисленных управляющих воздействий в модель АНПА и интегрирование математической модели;
- введение возмущений, модели среды, погрешностей;
- программную реализацию алгоритмов оценивания возмущений;
- сохранение истории переменных состояния модели;
- построение графиков переменных состояния АНПА, выработанных управляющих воздействий и других переменных;
- отображение трехмерной модели движения;
- оценку результатов численного моделирования: вычислительной сложности алгоритмов, реализованных в системе управления, энергетических параметров, которые должен иметь проектируемый АНПА и др.
Конечной целью использования программного комплекса моделирования движений АНПА является принятие решения о целесообразности и адекватности применяемых алгоритмов и структур, в состав которых входят структура системы управления, структура регулятора, позиционирования в заданном районе и движения по заданной траектории, алгоритмы планирования движения, обхода препятствий, алгоритмы автоматизированного (дистанционно управляемого) движения, алгоритмы аварийной посадки, алгоритмы оценивания внешних и внутренних структурных и параметрических возмущений. Это решение должно основываться на анализе полученных результатов моделирования. Такими результатами являются среднеквадратическое отклонение от заданной траектории, эффективность управления АПНА, которая определяется совокупностью заданных критериев, оценка энергетических параметров и т.д.
Выполненные проекты
Разработка интеллектуальной системы управления движением автономных необитаемых подводных аппаратов
Разработка системы управления типовых платформ
Разработка технического проекта ряда перспективных типовых платформ АНПА
Разработка системы управления робота-глайдера
Моделирующий комплекс отработки алгоритмов управления АНПА
Интеллектуальная собственность
Публикации
- Гуренко Б.В. Современное состояние подводной робототехники // Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Робототехника, мехатроника и интеллектуальные системы». Таганрог: ТРТУ.- 2005г.- С 49-53.
- Пшихопов В.Х., Сиротенко М.Ю., Гуренко Б.В. Структурная организация систем автоматического управления подводными аппаратами для априори неформализованных сред // Информационно-измерительные и управляющие системы. М.: Радиотехника. 2006.- №1-3- Т4 — С. 73-78.*
- Гуренко Б.В. Программный комплекс для моделирования движения автономных мобильных роботов [Текст] // Сборник конкурсных работ Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «Эврика-2008». Новочеркасск: Лик.- 2008. — С 384-386.
- Гуренко Б.В. Построение и исследование математической модели подводного аппарата // Специальный выпуск журнала «Вопросы оборонной техники. Серия 9», 2010 г. — С. 35-38.*
- Пшихопов В.Х., Суконки С.Я., Нагучев Д.Ш., Стракович В.В., Медведев М.Ю., Гуренко Б.В. , Костюков В.А. Автономный подводный аппарат «СКАТ» для решения задач поиска и обнаружения заиленных объектов // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Перспективные системы и задачи управления». – Таганрог: ТТИ ЮФУ.-2010.-№3(116) – С.153-163.*
- Гуренко Б.В. Синтез автопилотов для необитаемых подводных аппаратов// Сборник трудов международной конференции «Автоматизация управления и интеллектуальные системы и среды». — Нальчик: КБНЦ РАН.- Т3. 2010.-С 48-52.
- В.Х. Пшихопов, М.Ю. Медведев, Р.В. Федоренко, Гуренко Б.В. и др Управление воздухоплавательными комплексами: теория и технологии проектирования /– М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 394 с. (монография)
- Гуренко Б.В. Структурный синтез автопилотов для необитаемых подводных аппаратов // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, номер 1–2011 г.
- Гуренко Б.В., Федоренко Р.В. Комплекс моделирования движений подвижных объектов на базе воздухоплавательных и подводных аппаратов // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Перспективные системы и задачи управления». – Таганрог: ТТИ ЮФУ.- 2011.-№3(116) – С.180-186
- Гуренко Б.В. Структурная организация систем автоматического управления подводными глайдерами // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Перспективные системы и задачи управления». – Таганрог: ТТИ ЮФУ.- 2011. — №3(116) – С.199-205
- Пшихопов В.Х., М.Ю. Медведев, Б.В. Гуренко, А.А. Мазалов Адаптивное управление нелинейными объектами одного класса с обеспечением максимальной степени устойчивости // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Перспективные системы и задачи управления». – Таганрог: ТТИ ЮФУ.- 2012.-№3(116) – С.180-186
- Pshikhopov, V.Kh., Medvedev, M.Yu., Gaiduk, A.R., Gurenko, B.V., Control system design for autonomous underwater vehicle, 2013, Proceedings — 2013 IEEE Latin American Robotics Symposium, LARS 2013, pp. 77-82, doi:10.1109/LARS.2013.61.
- Kh. Pshikhopov, M. Y. Medvedev, and B. V. Gurenko, “Homing and Docking Autopilot Design for Autonomous Underwater Vehicle”, Applied Mechanics and Materials. Vols. 490-491, pp. 700-707, 2014, doi:10.4028/www.scientific.net/AMM.490-491.700.
- Pshikhopov, V.K., Fedotov, A.A., Medvedev, M.Y., Medvedeva, T.N. & Gurenko, B.V. 2014, «Position-trajectory system of direct adaptive control marine autonomous vehicles», 2014 the 4th International Workshop on Computer Science and Engineering — Summer, WCSE 2014.
- Pshikhopov, V., Chernukhin, Y., Fedotov, A., Guzik, V., Medvedev, M., Gurenko, B., Piavchenko, A., Saprikin, R., Pereversev, V. & Krukhmalev, V. 2014, «Development of intelligent control system for autonomous underwater vehicle», 2014 the 4th International Workshop on Computer Science and Engineering-Winter, WCSE 2014.
- Пшихопов В.Х, Медведев М.Ю., Федоренко Р.В., Гуренко Б.В., Чуфистов В.М., Шевченко В.А. Алгоритмы многосвязного позиционно-траекторного управления подвижными объектами // Инженерный вестник дона #4, 2014, url:ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2579 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю., Костюков В.А., Гайдук А.Р., Федоренко Р.В., Гуренко Б.В., Крухмалев В.А., Медведева Т.Н. Проектирование роботов и робототехнических систем: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 195 с.
- Пшихопов В.Х, Федотов А.А, Медведев М.Ю., Медведева Т.Н., Гуренко Б.В., Позиционно-траекторная система прямого адаптивного управления морскими подвижными объектами // Инженерный вестник дона #3, 2014, url:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2496 (доступ свободный) – Загл. с экра-на. – Яз. рус.
- Гуренко Б.В. Построение и исследование математической модели автономного необитаемого подводного аппарата // Инженерный вестник дона #4, 2014, url:ivdon.ru/ru/magazine/archive/N4y2014/2626 (доступ свободный) – Загл. с экра-на. – Яз. рус.
- Пшихопов В.Х., Чернухин Ю.В., Федотов А.А., Гузик В.Ф., Медведев М.Ю., Гуренко Б.В., Пьявченко А.О., Сапрыкин Р.В., Переверзев В.А., Приемко А.А. Разработка интеллектуальной системы управления автономного подводного аппарата // Известия ЮФУ. Технические науки. Таганрог: ТТИ ЮФУ – 2014. – № 3(152). – С. 87 – 101.
- Пшихопов В.Х., Гуренко Б.В., Медведев М.Ю., Маевский А.М., Голосов С.П. Оценивание аддитивных возмущений АНПА робастным наблюдателем с нелинейными обратными связями // Известия ЮФУ. Технические науки. Таганрог: ТТИ ЮФУ – 2014. – № 3(152). – С. 128 – 137.
- Пшихопов В.Х., Федотов А.А., Медведев М.Ю., Медведева Т.Н., Гуренко Б.В., Задорожный В.А. Позиционно-траекторная система прямого адаптивного управления морскими подвижными объектами // Сборник материалов Девятой Всероссийской научно-практической конференции «Перспективные системы и задачи управления». Таганрог. Изд-во ЮФУ, 2014. – С. 356 – 263.
- Гуренко Б.В., Федоренко Р.В., Береснев М.А., Сапрыкин Р.В., Переверзер В.А., Разработка симулятора автономного необитаемого подводного аппарата // Инженерный вестник дона #3, 2014, http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2504. (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Копылов С.А., Федоренко Р.В., Гуренко Б.В., Береснев М.А. Программный комплекс для обнаружения и диагностики аппаратных отказов в роботизированных морских подвижных объектах // Инженерный вестник дона #3, 2014, url:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2526. (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
- Gurenko, «Mathematical Model of Autonomous Underwater Vehicle,» Proc. of the Second Intl. Conf. on Advances In Mechanical and Robotics Engineering — AMRE 2014, pp. 84-87, 2014, doi:10.15224/ 978-1-63248-031-6-156
- Гайдук А.Р. Плаксиенко Е.А. Гуренко Б.В. К синтезу систем управления с частично заданной структурой // Научный вестник НГУ. Новосибирск, №2(55) 2014, С. 19-29.
- Гайдук А.Р., Пшихопов В.Х., Плаксиенко Е.А., Гуренко Б.В. Оптимальное управление нелинейными объектами с применением квазилинейной формы // Наука и образование на рубеже тысячелетий. Сб. научн.-исслед. работ КГТИ. Вып.1, Кисловодск. 2014 с 35-41
- Береснев М.А., Береснев А.Л., Гуренко Б.В. Особенности выбора типа силовой установки для автономных морских роботизированных систем // Сборник н. трудов по итогам м. н-п.к. «Современный взгляд на проблемы технических наук». — Уфа, 2014. – С. 9-11.
- Гуренко Б.В., Копылов С.А., Береснев М.А. Разработка схемы диагностики отказов подвижных объектов // Международный научный институт Educatio. — 2014. — №6. — с.49-50.
- Pshikhopov, Y. Chernukhin, V. Guzik, M. Medvedev, B. Gurenko, A. Piavchenko, R. Saprikin, V. Pereversev, V. Krukhmalev, «Implementation of Intelligent Control System for Autonomous Underwater Vehicle,» Applied Mechanics and Materials, Vols 701 — 702, pp. 704-710, 2015, doi: 10.4028/www.scientific.net/AMM.701-702.704
- Б.В. Гуренко Разработка алгоритмов сближения и стыковки автономного необитаемого подводного аппарата с подводной станцией базирования // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2015. – № 2. – С. 162 – 175.
- Пшихопов В.Х., Медведев М.Ю., Гуренко Б.В. Алгоритмы адаптивных позиционно-траекторных систем управления подвижными объектами Проблемы управления, М.: – 2015 г., вып. 4, С. 66 –76 .
- Gurenko, R.Fedorenko, M.Beresnev, R. Saprykin, «Development of Simulator for Intelligent Autonomous Underwater Vehicle», Applied Mechanics and Materials, Vols. 799-800, pp. 1001-1005, 2015, doi: http://dx.doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMM.799-800.1001
- Б.В. Гуренко, А.С. Назаркин Реализация и идентификация параметров автономного необитаемого подводного аппарата типа глайдер // инженерный вестник Дона. – 2015. – №4. – url: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3288
- Костюков В.А., Кульченко А.Е., Гуренко Б.В. Методика расчета гидродинамических коэффициентов АНПА // Инженерный вестник Дона. – 2015. – №3. – url: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3226
- Pshikhopov, M. Medvedev, B. Gurenko, «Development of Indirect Adaptive Control for Underwater Vehicles Using Nonlinear Estimator of Disturbances», Applied Mechanics and Materials, Vols. 799-800, pp. 1028-1034, 2015, doi:10.4028/www.scientific.net/AMM.799-800.1028
- Gurenko, A. Beresnev, «Development of Algorithms for Approaching and Docking Underwater Vehicle with Underwater Station «, MATEC Web of Conferences, Vol. 26, 2015, doi: dx.doi.org/10.1051/matecconf/2015260400
- Gurenko, R.Fedorenko, M.Beresnev, R. Saprykin, «Development of Simulator for Intelligent Autonomous Underwater Vehicle», Applied Mechanics and Materials, Vols. 799-800, pp. 1001-1005, 2015, doi: http://dx.doi.org/10.4028/www.scientific.net/AMM.799-800.1001
- Пшихопов В.Х., Гуренко Б.В. Разработка математических моделей подводных аппаратов: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 46 с
- Костюков В.А., Кульченко А.Е., Гуренко Б.В. Процедура исследования параметров модели подвижного подводного объекта // Сб. ст. по материалам XXXVI-XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 11-12 (35). — Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. — с.75-59
- Kostukov, A. Kulchenko, B. Gurenko, «A hydrodynamic calculation procedure for UV using CFD», in proceedings of International Conference on Structural, Mechanical and Materials Engineering (ICSMME 2015), 2015, doi:10.2991/icsmme-15.2015.40
- Б.В. Гуренко, И.О. Шаповалов, В.В. Соловьев, М.А. Береснев Построение и исследование подсистемы планирования траектории перемещения для системы управления автономным подводным аппаратом // Инженерный вестник Дона. – 2015. – №4. – url: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3383
- Pshikhopov, V.a , Medvedev, M.a , Gurenko, B.b , Beresnev, M.a Basic algorithms of adaptive position-path control systems for mobile units ICCAS 2015 — 2015 15th International Conference on Control, Automation and Systems, Proceedings23 December 2015, Article number 7364878, Pages 54-59 DOI: 10.1109/ICCAS.2015.7364878
- Pshikhopov, M. Medvedev, V. Krukhmalev,V. Shevchenko Base Algorithms of the Direct Adaptive Position-Path Control for Mobile Objects Positioning. Applied Mechanics and Materials Vol. 763 (2015) pp 110-119 © (2015) Trans Tech Publications, Switzerland. doi:10.4028/www.scientific.net/AMM.763.110
- Пшихопов В.Х., Гуренко Б.В., Федоренко Р.В., Программное обеспечение бортовой адаптивной системы управления автономного необитаемого подводного аппарата (Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 11 января 2016 г) (рег. № 2016610059 от 11.01.2016)
- Vyacheslav Pshikhopov, Boris Gurenko, Maksim Beresnev, Anatoly Nazarkin IMPLEMENTATION OF UNDERWATER GLIDER AND IDENTIFICATION OF ITS PARAMETERS Jurnal Teknologi Vol 78, No 6-13 DOI: http://dx.doi.org/10.11113/jt.v78.9281